Основные виды и способы печати по ткани | «Сиб-ЦНТ» — оборудование для ЖКХ
«Сиб-ЦНТ» — оборудование для ЖКХ

Основные виды и способы печати по ткани

Печать на ткани — одна из наиболее востребованных и популярных позиций. Под «тканью» мы подразумеваем любой текстиль, а если говорить об изделиях, то это футболки (а также рубашки, куртки, жилеты, толстовки и т.п.), бейсболки (конечно же, и шляпы, и банданы, и кепки), платки, скатерти, полотенца, а также сумки, зонты и прочее.

Итак, печатать на тканях можно несколькими способами. Начнем с термотрансфера.

Термотрансфер

Термотрансфер (от др.­греч. θερμός — горячий и англ. transfer — перенос, перемещение, перевод) — один из способов нанесения изображений на поверхности, выдерживающие кратковременное (от 5 до 30 с) воздействие температуры от 120 до 190 º°С.

По своей сути термотрансфер — это технология нанесения изображения с использованием промежуточного носителя при помощи нагрева контактирующих между собой промежуточного носителя и поверхности изделия. Термотрансфер имеет ряд преимуществ: во­первых, возможность практически моментального переноса цветного изображения при сохранении полной палитры цветов; во­вторых, возможность печатать единичные экземпляры и не заказывать тираж; в­третьих, что немаловажно, полученное изображение устойчиво к стирке и мытью.

Термопрессы для печати на футболках, бейсболках и кружках

Термопрессы для печати на футболках, бейсболках и кружках

Для нанесения изображения можно использовать практически любые цветные принтеры, можно работать с ризографией и шелкографией. Однако стойкость изображения зависит не только от качества термотрансферной бумаги, но и от свойств краски, поэтому не любая из возможных технологий печати подходит для создания долгоживущих изделий. Наиболее стойкое изображение получается в случае применения устройств, печатающих твердыми, не боящимися воды и нагрева красителями.

Промежуточным носителем и основным компонентом термотрансферной технологии является специальная трансферная бумага. Она покрыта очень тонкой пленкой, которая вместе с нанесенным на нее изображением переносится на изделие, а собственно бумага служит подложкой, на которой держится пленка и придает жесткость, необходимую для работы с печатающими устройствами.

Именно характеристиками бумаги определяются как требования к печатающим устройствам, так параметры самого термотрансфера и его применимость к конкретным изделиям. Существуют различные виды термотрансферных бумаг, предназначенных для разных технологий печати, для создания глянцевых или матовых поверхностей или для термотрансфера на темные материалы.

Для печати по светлым поверхностям используется бумага с прозрачным пластиковым слоем, а для темных и цветных изделий — с непрозрачным белым. Для придания нанесенному на ткань изображению большей устойчивости и влагостойкости можно покрыть его специальной защитной пленкой.

Термотрансферные прессы бывают различных типов, конструкций и размеров нагреваемой поверхности, что дает возможность подобрать оборудование, оптимально отвечающее производственным требованиям.

Существуют прессы разной степени автоматизации: от ручных до полуавтоматических, где оператор производит только накладку изделия.

Если необходимо запечатать обе стороны, то нижнюю пластину пресса следует выложить тефлоновым листом, чтобы не прилипало изображение на обороте. Для прижима бумаги к изделиям с криволинейными поверхностями (это, например, бейсболки или рукава одежды) существуют специальные термопрессы с выпуклой поверхностью.

Как известно, термотрансфер можно осуществлять в бытовых условиях. В качестве пресса в «бытовом» термопереносе обычно выступает утюг, но это сопряжено с определенными сложностями. Время перевода изображения намного увеличивается по сравнению с термопрессом, из­за слабого давления часто возникает брак (что, естественно, повышает себестоимость продукции). Утюг, конечно же, имеет весьма низкую производительность и ограничения по использованию специальных бумаг, при этом изображение получается не очень устойчивым к стирке и мытью. Зато довольно хорошо могут получаться небольшие изображения.

В основном утюг подходит для перевода единичных, редких изображений, напечатанных на струйном принтере (при этом, поскольку температурные режимы разных моделей утюгов могут различаться, имеет смысл предварительно подобрать оптимальное время для перевода, поэкспериментировав с несколькими изображениями небольшого размера и ненужным куском ткани).

Как уже было сказано, принцип технологии довольно прост. Сначала на уже упомянутый промежуточный носитель печатается картинка на цветном принтере (струйном, лазерном, сублимационном или с помощью шелкографии). Затем с использованием термопресса при температуре 140­200 °C, под давлением от четырех до семи атмосфер изображение переводится на ткань. Это занимает от 10 с до 5 мин — в зависимости от запечатываемого материала.

По простоте, удобству и возможностям технология оптимально подходит для мини­типографий, рекламных агентств, дизайн­студий, печатных салонов. Удобна она для небольших тиражей от одной штуки. Важный момент: для того чтобы изображение на ткани нормально читалось, его необходимо печатать в зеркальном отражении. Для этого нужно активировать опцию зеркального отражения печатаемого изображения (Flip или Mirror) в окне драйвера принтера или в настройках печати той программы, из которой выводится рисунок. Для проверки правильности выбранных настроек лучше всего воспользоваться режимом предварительного просмотра.

Сложность точного цветовоспроизведения при термопереносе обусловлена двухстадийностью процесса. Даже если на бумаге для термопереноса вышло вполне достойное изображение, то в прессе, под воздействием тепла, влажности и давления оно может «раздавиться». Растровые точки и мелкие детали теряют четкость, «растискиваются». Да и цветовая гамма после воздействия на краситель агрессивной среды может измениться.

Во избежание таких проблем нужно придерживаться технологических норм при получении отпечатка на трансферной бумаге и в процессе переноса изображения с бумаги на изделие, то есть строго соблюдать параметры режима термоперевода. С учетом особенностей воспроизведения градаций на данном материале нужно откорректировать градационные кривые при обработке изображения. Научиться грамотной допечатной подготовке изображения для термопереноса можно путем проб и ошибок.

Завершающий этап термопереноса бывает двух видов, а именно горячее и холодное разделение. Горячее разделение (hot split) — это когда отделение трансферной бумаги от ткани производится сразу после нагрева, пока слой краски еще горячий. Часть краски остается на ткани, а часть — на бумаге. Из­за этого возникают трудности с недостаточной насыщенностью цветов при печати по темным поверхностям, так как слой краски, оставшейся на ткани, достаточно тонок. Зато красочный слой получается очень мягким на ощупь.

При холодном отслаивании (cold peel) бумага отделяется от изделия только после полного охлаждения. Краска полностью переходит на ткань, и изображение получается глянцевым, более жестким и плотным, чем при горячем разделении, что позволяет без проблем запечатывать темные поверхности.